Краткий отчет о походе представителей Ротари клуба «Санкт-Петербург, Белые ночи» в Большой зал Филармонии на органный вечер
«Музыка Нового Старого Света»
Лауреаты международных конкурсов
Юлия Иконникова (орган)
Олег Абрамов (эуфониум), он же ротарианец (Москва)
Участники от клуба «Белые ночи» Алексей С., Елена А., Елена Морозова, Елена Лялягина, ее домочадцы (я насчитал 8 человек, включая неизменного спутника на большинстве наших мероприятий и по жизни Николая) чета Чуприниных - Борис и Алена а также 2 представителя клуба «Нева», включая Наталью Николаеву и их казначея Ирину.
Уверен, все остались под неизгладимым впечатлением замечательной программы, ну и конечно, исполнения нашего друга Олега Абрамова, который является единственным пока в России владельцем эуфониума и, как следствие, единственным, счастливым исполнителем произведений с его помощью.
Как сказала как-то Лена Морозова (которая как всегда подходит ответственно к нашим совместным культурным походам) — такое впечатление, что я не ходила на этот концерт — столько много информации упущено и не познано, но есть шанс это компенсировать и прочитав , очередной раз вспомнить чудесные звуки эуфониума и счастливые минуты общения с великолепными музыкантами.
1 отделение
Бах: Прелюдия и фуга соль мажор, Прелюдии ми мажор и соль минор для эуфониума и органа; Моцарт: Фантазия фа минор, Концерт си-бемоль мажор в трех частях;
2 отделение
Вила-Лобос: Бразильская бахиана № 5, ария; Альбенис: Танго, соч. 165 № 2;; Рогг: «Фанданго»; Пьяццолла: “Cafe 1930”, “Milonga del Angel”, “Invierno Porteno”, “Adios Nonino”; Форе Павана Кук: “Bolivar”
Особый интерес и незабываемые ощущения вызвало 2 отделение. Часть композиторов (в отличие от Баха, Моцарта и Пьяцолла) оказались для нас незнакомы, поэтому несколько слов о них ниже. Например Лионель Рогг – до сих пор здравствует (1936 года издания) , чего и вам всем желаем.
Еще раз благодарим Олега Абрамова за приглашение, великолепный концерт, занимательную беседу после концерта и возможность постоять (впервые в жизни) на сцене нашей знаменитой Филармонии (вместе с маэстро Абрамовым и Ю. Иконниковой).
Возможно будет продолжение нашего сотрудничества, так как Олег Абрамов планирует организовать концерты в уже известном и родном нам Шереметевском дворце (накануне у него была встреча с Натальей Метелицей). Ниже более подробная информация об исполнителях, инструменте под таким благозвучным названием эуфониум)...
Эуфониум медный духовой инструмент
Эуфониум ( эфониум, теноровая туба, тенорная туба ) - амбушюрный медный широко мензурный духовой инструмент из семейства саксгорнов. Общий строй эуфониума - Си-бемоль Bb. Диапазон звучания эуфониумов широкий от Си-бемоль контроктавы до Ми второй октавы. эуфониум имеет очень мощный и сочный голос богатый обертонами. Эуфониум находит применение не только в духовых оркестрах, но и в симфонической музыке, некоторые исполнители играют на эуфониуме джазовую музыку.
Само название эуфониум (с греческого можно перевести, как полнозвучный) говорит само за себя. За богатые возможности эуфониум называют Infanteriecello или "виолончель" в духовой музыке.
Эуфониум оснащен поршневыми (помповыми) клапанами. Поршневые клапаны были изобретены в 1813 году и первым инструментом, оснащенным поршневыми клапанами стала басовая труба, усовершенствованная в дальнейшем во флюгельгорн. Адольф Сакс при участии Веймарских музыкантов проводил свои дальнейшие изыскания в поисках более мягкого и низкого звучания. К тому времени басовые партии исполнялись на различных офиклейдах (инструмент, ныне вышедший из обращения). Считается, что первый эуфониум был запатентован в 1843 году, ему было дано итальянское название corno basso chromatico.
Ранние модели имели большие интонационные проблемы и оснащались большим количеством (до 6-ти) клапанов. Современные эуфониумы имеют компенсационную систему и в каждом случае оснащаются 3 вентилями или 3 вентилями и дополнительным 4-м квартовым вентилем. Три вентиля могут располагаться сверху (top action) либо спереди (front action). 4-й квартовый вентиль может быть установлен в линию под мизинец правой руки или сбоку под левую руку. Раструб эуфониума может достигать в диаметр 310 мм, обычно раструб направлен вверх. Наряду с этим существуют модели эуфониумов Bellfront, раструб этих инструментов обращен вперед к слушателю.
Эуфониум используется в духовых оркестрах в роли сольного инструмента, благодаря своим богатым голосовым возможностям. Он производит как довольно мягкое звучание, так и острое. Звук эуфониума громкий и мощный.
В симфонических оркестрах эуфониум используется очень часто, а именно в большинстве поздних романтических произведений. Часто эуфониум используют в партиях, написанных для теноровой тубы, теноргорна, баритона, тубы Вагнера.
В симфонических оркестрах Германии, Австрии и Чехии эуфониум не нашел широкого распространения, так как в этих странах традиционно играют на овальных саксгорнах с роторными клапанами. Но сегодня эуфониум стремительно распространяется и в этих странах, особенно в симфонических и традиционных духовых оркестрах.
Очень популярны концерты , которые были изначально написаны для виолончели, регтаймы Скотта Джоплина, в некоторых пьесах на эуфониумах исполняют партию тромбона.
Юлия Иконникова
Орган
Биография
Юлия Иконникова с отличием окончила Московскую государственную консерваторию имени П.И.Чайковского по специальностям фортепиано и орган, а также аспирантуру Московской консерватории. Стажировалась у выдающихся органистов Европы и Америки: Л.Рогга, Ж.Гийю, О.Портана, Г.Роста, Х.Майстера, В.Церера, Д.Кристи и других.
Является дипломантом международных конкурсов, а также обладателем специального приза «Радио России» на международном конкурсе органистов им. М.Таривердиева. Имеет грамоту за вклад в развитие культуры Калининградской области.
Была основателем класса органа и первым преподавателем этого класса в Петрозаводской государственной консерватории.
Участвовала в работе жюри I Московского конкурса молодых органистов им.Н.Бидлоо, 2007 г., конкурса юных музыкантов «Жмеринский камертон», 2012 г., II Международного конкурса юных музыкантов «Подольский водограй».
Является организатором и художественным руководителем единственного в России конкурса ансамблей с органом, который проводится в культурно-просветительском центре «Дубровицы» на духовом органе фирмы “Spath”.
Имеет записи на CD: по проекту Московской консерватории «Русская музыка: от истоков до современности» и «Органы Карелии».
Принимала участие в международных органных фестивалях, впервые исполнила посвящённый ей Концерт для органа с камерным оркестром, написанный председателем Союза композиторов Карелии А.С.Белобородовым.
Является органисткой органного зала им. О.Г.Янченко (Щапово), артистическим директором и органисткой Центра культуры и досуга «Факел» г. Фрязино, заведующей органным залом и органисткой в культурно-просветительском центре «Дубровицы».
Юлия Иконникова ведёт активную концертную деятельность в России и за рубежом (Финляндия, Англия, Польша и другие страны), выступая с сольными программами и в ансамблях.
Олег Абрамов
Туба
Лауреат международных конкурсов
Биография
Музыкант, педагог, общественный деятель, создатель и руководитель культурных и просветительских проектов, Олег Абрамов выступает с сольными программами, как в сопровождении оркестра, так с фортепиано и органом. Как солист играет на тромбоне, эуфониуме и сакбуте. Исполнительское искусство отличается насыщенным экспрессивным звучанием, разнообразной динамикой, широким свободным дыханием.
Является первым исполнителем в России целого ряда произведений как симфонического, камерного так и сольного репертуара.
Постоянно приглашается в жюри на региональные, всероссийские и международные конкурсы. Автор ряда научных статей, имеющих популярность в профессиональных кругах.
Гастролировал в Испании, Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Таиланде, Франции, Австрии, Швейцарии, Греции, Китае, Южной Корее и Казахстане. Давал мастер-классы в Германии, Китае, Южной Корее, а также в городах России: Махачкала, Калининград, Ижевск, Волгоград, Казань, Ростов на Дону, Новосибирск, Астрахань, Саратов, Екатеринбург, Тольятти, Сургут, Владивосток,Архангельск, Самара,Москва.
Работал с такими дирижерами, как В.Гергиев, Ф.Мансуров, Ю.Симонов, В.Жардания, Р.Матсов, Э.Серов, М.Татарников, Ю.Кочнев, М.Мандорано, Д.Фишер, Б.Эклунд и многими другими.
Принимал участие в музыкальных фестивалях, среди которых Международный фестиваль “VeranosenCuenca“ (Испания), “Sauerland-Herbst“ (Германия), Международный фестиваль «Чеджу» (Южная Корея), “ВгаssimFrankenwald“ (Германия), «Санта Чичелия» (Испания), Фестиваль симфонических оркестров мира (Москва), Арт-фестиваль «Аура тубы» (Москва), Национальная театральная премия и фестиваль «Золотая маска» (Москва), Международный фестиваль “Brass Days“ (Москва), Международный фестиваль «Музыка без границ» (Санкт-Петербург), Международный фестиваль «Дагестанские фанфары» (Махачкала), Международный фестиваль «Собираем друзей» (Москва), Международный фестиваль «На родине Чайковского» (Ижевск), Собиновский музыкальный фестиваль (Саратов), «Порт- Петровские Ассамблеи» (Дагестан), Всероссийская конференция тромбонистов (Москва), Первый Всероссийский семинар трубачей (Москва), Представлял Россию на конференции Международной Гильдии Трубачей в Таиланде.
Активно ведет общественную деятельность в рамках которой создаются и реализуются благотворительные, образовательные, патриотические и культурно-просветительские проекты.
За высокий профессионализм, личный вклад в развитие культуры и искусства, образования и патриотического воспитания отмечен благодарственными письмами и почетными грамотами. Артист фирмы «Buffet Crampon».
В настоящее время преподаёт в Московском государственном институте культуры и в Московском педагогическом государственном университете, является и дирижёром молодежного эстрадно-симфонического оркестра Центра народного творчества города Одинцово и президентом Фонда поддержки исполнительства на медных духовых инструментах имени Александра III.
Рогг Лионель (15 января р.1936) - швейцарский органист, композитор и преподаватель музыкальной теории. Записал полное собрание сочинений органа Иоганна Себастьяна Баха. Рогг показал исключительные музыкальные способности в раннем возрасте. В 15 лет он возглавил в Женеве Санкт Бонифаций , а позже, в консерватории Женевы, он учился у Пьера Сегон (ученик Марселя Дюпре). Получил степень по гармонии, контрапункту и фуге. Также учился у Никиты Магалова. После трех лет интенсивных исследований, в 1961 году он дал серию из десяти концертов полного собрания сочинений органа И. С. Баха в Женеве. Эти концерты были очень восторженно приняты, и последовали органными концертами во Франции, Испании, Бельгии, Голландии, Швейцарии и в Англии.
Бенджамин Кук (англ. Benjamin Cooke; 1734, Лондон —14 сентября 1793, Большой Лондон, Великобритания) — английский композитор, органист, музыкальный педагог . Доктор музыки. Сын лондонского музыкального издателя.
Обучался в Тринити-колледж и Кембриджском университете.
С детства пел в концертах Академии старинной музыки под руководством Иоганна Кристофа Пепуша, который курировал образование мальчика.
Дважды получил докторскую степень по музыке в Оксфордском и Кембриджском университетах.
С 1760 г. — член Королевского музыкального общества Великобритании.
На протяжении более тридцати лет служил органистом и генеральмузикдиректором Вестминстерского аббатства, а также играл на органе в Сент-Мартин-ин-зе-Филдс, самой знаменитой приходской церкви Лондона.
Умер от сердечного приступа и был похоронен в Вестминстерском аббатстве.
Габриель Форе
Жизнь Г. Форе — крупного французского композитора, органиста, пианиста, дирижера, музыкального критика — проходила в эпоху значительных исторических событий. В его деятельности, характере, чертах стиля сплавились особенности двух разных веков. Он принял участие в последних битвах франко-прусской войны, был свидетелем событий Парижской коммуны, до него доходили свидетельства о русско-японской войне («Что за резня между русскими и японцами! Это омерзительно»), он пережил первую мировую войну. В искусстве на его глазах расцветали импрессионизм и символизм, проходили Вагнеровские фестивали в Байрейте и «Русские сезоны» в Париже. Но самым существенным явилось то обновление французской музыки, ее второе рождение, в котором принимал участие и Форе и в котором заключался основной пафос его общественной деятельности.
Форе родился на юге Франции в семье школьного учителя математики и дочери капитана наполеоновской армии. Габриэль был шестым ребенком в семье. Воспитание в деревне у простой крестьянки-кормилицы сформировало мальчика молчаливого, задумчивого, привило ему любовь к мягким очертаниям родных долин. Интерес к музыке проявился у него неожиданно в робких импровизациях на фисгармонии местной церкви. Одаренность ребенка была замечена и его направили для обучения в Париж в Школу классической и религиозной музыки. 11 лет пребывания в Школе дали Форе необходимые музыкальные знания и навыки, основанные на изучении большого количества произведений, в т. ч. старинной музыки, начиная с григорианского хорала. Подобная стилистическая ориентация отразилась в творчестве зрелого Форе, возродившего, подобно многим крупнейшим композиторам XX в., некоторые принципы музыкального мышления добаховской эпохи.
Особенно много дало Форе общение с музыкантом огромного масштаба и исключительной одаренности — К. Сен-Сансом, который преподавал в Школе в 1861-65 гг. Между учителем и учеником сложились отношения полного доверия и общности интересов. Сен-Санс внес в обучение свежую струю, познакомив своих учеников с музыкой романтиков — Р. Шумана, Ф. Листа, Р. Вагнера, до той поры недостаточно известных во Франции. Форе не остался безразличным к влияниям этих композиторов, друзья даже называли его иногда «французским Шуманом». С Сен-Сансом же началась дружба, длившаяся всю жизнь. Видя исключительную одаренность ученика, Сен-Санс не раз доверял ему заменять себя в некоторых выступлениях, позже посвятил ему свои «Бретонские впечатления» для органа, использовал тему Форе во вступлении своего Второго фортепианного концерта. Окончив Школу с первыми премиями по композиции и фортепиано, Форе едет работать в Бретань. Совмещая служебные обязанности в церкви с музицированием в светском обществе, где он пользуется большим успехом, Форе вскоре по оплошности теряет свое место и возвращается в Париж. Здесь Сен-Санс помогает ему устроиться органистом в небольшой церквушке.
Значительную роль в судьбе Форе сыграл салон знаменитой певицы Полины Виардо. Позже композитор писал ее сыну: «Я был встречен в доме твоей матери с доброжелательностью и приветливостью, которых никогда не забуду. Я сохранил... воспоминание о дивных часах; они так драгоценны одобрением твоей матери и твоим вниманием, горячей симпатией Тургенева...» Общение с Тургеневым положило начало связям с деятелями русского искусства. Позже у него завязываются знакомства с С. Танеевым, П. Чайковским, А. Глазуновым, в 1909 г. Форе приезжал в Россию и выступал с концертами в Петербурге и Москве.
В салоне Виардо нередко звучали новые произведения Форе. К этому времени он сочинил большое количество романсов (в т. ч. знаменитое Пробуждение), привлекавших слушателей мелодической красотой, тонкостью гармонических красок, лирической мягкостью. Восторженные отклики вызвала скрипичная соната. Танеев, услышав ее во время пребывания в Париже, писал: «Я от нее в восторге. Может быть, это самое лучшее сочинение из всех тех, которые я здесь слышал... Самые оригинальные и новые гармонии, самые смелые модуляции, но при этом ничего резкого, раздражающего ухо... Красота тем удивительная...»
Менее удачно сложилась личная жизнь композитора. После разрыва помолвки с невестой (дочерью Виардо) Форе пережил тяжелое потрясение, от последствий которого избавился лишь через 2 года. Возвращение к творчеству приносит ряд романсов и Балладу для фортепиано с оркестром (1881). Развивая традиции листовского пианизма, Форе создает произведение с выразительной мелодикой и почти импрессионистической тонкостью гармонических красок. Женитьба на дочери скульптора Фремье (1883) и успокоение в семье сделало жизнь Форе более счастливой. Это нашло отражение и в музыке. В фортепианных произведениях и романсах этих лет композитор достигает удивительного изящества, тонкости, созерцательного удовлетворения. Не раз еще кризисы, связанные с тяжелой депрессией и началом столь трагичного для музыканта заболевания (болезнь слуха), прерывали творческий путь композитора, однако из каждого он выходил победителем, представляя все новые свидетельства своего незаурядного дарования.
Плодотворным для Форе оказалось обращение к поэзии П. Верлена, по словам А. Франса, «самого оригинального, самого грешного и самого мистичного, самого сложного и самого смятенного, самого безумного, но уж, конечно, и самого вдохновенного, и самого подлинного из современных поэтов» (ок. 20 романсов, в т. ч. циклы «Из Венеции» и «Добрая песня»).
Самые крупные удачи сопутствовали излюбленным Форе камерным жанрам, на основе изучения которых он строил и свои занятия с учениками по классу композиции. Одной из вершин его творчества является великолепный Второй фортепианный квартет, полный драматических коллизий и взволнованной патетики (1886). Форе писал и крупные произведения. В годы второй мировой войны с особым смыслом для патриотов-французов звучала его опера «Пенелопа» (1913), многие исследователи и почитатели творчества Форе считают его шедевром Реквием с мягкой и благородной скорбью его песнопений (1888). Любопытно, что Форе принял участие в открытии первого концертного сезона XX столетия, сочинив музыку к лирической драме «Прометей» (по Эсхилу, 1900). Это было колоссальное предприятие, в котором приняло участие ок. 800 исполнителей и которое проходило во «французском Байрейте» — в театре под открытым небом среди Пиренеев на юге Франции. В момент генеральной репетиции разразилась гроза. Форе вспоминал: «Гроза была ужасающая. Молния упала на арену прямо в место (вот совпадение!), где Прометей должен был высекать огонь... декорации оказались в плачевном состоянии». Однако погода улучшилась, и премьера имела ошеломляющий успех.
Огромное значение для развития французской музыки имела общественная деятельность Форе. Он принимает активное участие в деятельности Национального общества, призванного пропагандировать музыкальное искусство Франции. В 1905 г. Форе принимает пост директора Парижской консерватории и будущий расцвет ее деятельности несомненно является следствием обновления преподавательского состава и реорганизаций, предпринятых Форе. Выступая всегда защитником нового и прогрессивного в искусстве, Форе в 1910 г. не отказывается стать президентом нового — Независимого музыкального общества, организованного не принятыми в Национальное общество молодыми музыкантами, среди которых немало учеников Форе (в т. ч. М. Равель). В 1917 г. Форе добился объединения французских музыкантов путем введения независимых в Национальное общество, что оздоровило атмосферу концертной жизни.
В 1935 г. друзья и почитатели творчества Форе, крупнейшие музыканты, исполнители и композиторы, среди которых было немало его учеников, основали Общество друзей Габриэля Форе, пропагандирующее среди широкой аудитории музыку композитора — «такую ясную, такую чистую, такую французскую и такую человечную».