Протокол заседания Ротари клуба Санкт-Петербург Белые ночи № 6
(27 сентября 2022 г)
Гостиница Редиссон.
Присутствовали Президент Алексей Светликов с супругой Еленой, паст-Президент Елена Лялягина с супругом Николаем, казначей Александр Шиянов, Елена Морозова, сержант Александр Чешев, Наталья Рейс с супругом Михаилом, Михаил Саленко с супругой Лорой, Юлия (кандидат в члены клуба), гостья- спикер художник Елена Субота
Как всегда в теплой обстановке, но в большом, светлом зале состоялось заседание Ротари клуба Санкт-Петербург, Белые ночи. Уже становится традицией присутствие вторых половин членов клуба. На этот раз было 4 пары, что внушает радость и оптимизм.
В качестве спикера на этот раз – выступила художница Елена Субота. Хотя ее фамилия с одной буквой «б», нам всегда хотелось встретиться в ней именно в первый одноименный выходной день. Впрочем вторник оказался тоже счастливым для нашей с ней встречи, поскольку мы прикоснулись с настоящим гениальным искусством Елены, чье творчество не похоже ни на что и вызывает только положительные эмоции.
Фото 1 Лена Субота
Работы Лены очень разнообразны по своей технике, это – живопись, рисунки, гравюры. А вот определить жанр работ довольно трудно. Если применять современную терминологию, Лена – городской художник. Но, на самом деле, Лена – Художник. В её работах свой сплав жанров. Лена стирает границы между жанрами, с одинаковой силой выражая своё мироощущение и в портретах, и в натюрмортах. Связь между ними осуществляют свет и воздух, мысль и чувство, и потому на этих картинах на одном языке говорят и роза, и клоунесса на велосипеде, и богиня Деметра… В художественной манере Лены можно увидеть сложные переплетения разных эпох, стилей, культур… В воздушности и сказочности сюжетов, в сиянии живописи – готические мотивы европейского средневековья. В грациозности, лёгкой манерности и меланхоличности – черты итальянского Ренессанса. В мерцании золотых узоров на густом синем фоне, в каллиграфической паутинной тонкости рисунка – влияние византийского стиля. В изысканности и внешней нарядности натюрмортов – черты голландской живописи. Цветы…Символы гармонии и совершенства природы. Их много в работах Лены. Нежно-розовые амариллисы, белоснежные пионы, золотисто-голубые ирисы… В позднюю петербургскую осень на фоне серого неба, среди чёрных безжизненных тополей и унылого дождя эти цветы – как из другого мира. Как мираж. В них – жизнь, свет… И в женских портретах – та же воздушная лёгкость, необычайность, экзотичность. Удлинённые пропорции придают женским образам странность и непохожесть, вместе с тем изысканность и грациозность. Все женские образы - простые, милые, задумчивые, с кротким затуманенным взором, иногда почти манерные. Очарование и привлекательность портретам придаёт экзотичность фона.
Эти изящные переплетения голубых, золотисто-розовых и синих красок со сложными орнаментальными узорами – как ковёр
из японских гравюр. В хрупкой гармонии линий и цвета – выражение внутреннего мира художницы, её души.
Одна из особенностей художественного приёма Лены – преувеличение пространства. Художница как бы раздвигает границы зрения, вмещая в картину гораздо больше, чем может видеть человеческий глаз в реальной жизни. В причудливых силуэтах домов и улиц – удивительное сочетание атмосферы несуществующих городов и образов реального города…
Прозрачные краски, утончённые линии, сложные орнаментальные узоры завораживают. Словно музыка, словно сон…И где-то далеко за спиной растворяются пыль и суета шумного городa. Картины Лены – это органический сплав реального и нереального. В них ничто нельзя разъять и поменять местами. Это – как соединения света и тени.
Смешение призрачного вкуса нездешнего вина и красивого отзвука лёгкой печали. Есть картины, которые погружают в действительность. Работы Лены, рождая странные ощущения – ощущения ирреальности, эфемерности, воздушности – погружают нас в магически-двойственный мир вымысла и реальности, где нет мрачных настроений и социальных проблем. Всё творчество художницы – это противостояние серым будням, сумраку, стремление показать, что хотя жизнь сложна и противоречива, но есть яркое солнце и чистое голубое небо.
Картина Лены С., которую была приобретена недавно вашим покорным слугой (согласитесь – необычно и завораживающе)
От элегантности рисунка Лены, нежности манеры, от её способности виртуозно построить композицию любой сложности приходят в восторг профессионалы, коллекционеры, любители графики и живописи. Лена – постоянный участник персональных, международных художественных выставок во многих странах мира: Франции, Польше, Японии, Германии, Шотландии, Швеции. В Италии, в Музее истории Венеции, с успехом прошла выставка-перформанс «Венецианский карнавал».
Работы находятся в частных коллекциях в России (а теперь и коллекциях членов нашего клуба) и за рубежом, в ведущих художественных галереях Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Варшавы, Токио, Братиславы, Будапешта.
Её картины заставляют мечтать…
Лена С. Принесла с собой ряд своих работ, книгу, изданную в Японии с иллюстрациями в ее исполнении. После краткого рассказа о себе, Лена ответила на многочисленные вопросы.
Далее на заседании были озвучены новости Ротари, последние встречи, о которых изложено отдельно.
Конец заседания ознаменовался традиционным групповым фото. Хотя незаметно прошло почти 2 часа, уходить не хотелось и это говорит о многом….
Фото 1 Традиционная общая фотография с частью купленных работ Лены С., (дружно почти всеми собравшимися и не случайно, так как настоящее искусство трогает и вызывает желание прикосунуться)
Алексей Светликов 9 октября 2022 года